Администрация Волховского муниципального района
Волховский муниципальный район Ленинградской области

Противодействие коррупции

Что такое коррупция


Коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.
Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп.
Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.
Такое определение следует из п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции.
 

В чем причины коррупции?
Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания. Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:
• двусмысленные законы;
• незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты;
• нестабильная политическая ситуация в стране;
• отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти;
• зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты;
• профессиональная некомпетентность бюрократии;
• кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией;
• отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями;
• низкий уровень участия граждан в контроле над государством;

Какие сферы деятельности в наибольшей степени подвержены коррупции?
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:
• таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости товаров; необоснованные отсрочки таможенных платежей[41];
• медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;
• автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;
• судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;
• налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
• правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
• лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности;
• выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;
• получение кредитов;
• получение экспортных квот;
• конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств;
• строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;
• нотариальное удостоверение сделок;
• контроль за соблюдением условий лицензирования;
• надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
• освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;
• поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);
• государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;
• поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;
• прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;
• формирование партийных избирательных списков.
Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии являются государственные расходы.
• Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые чиновники принимают по своему усмотрению.
• Государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
• Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги.
В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников.
Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить:
• налоговые льготы;
• продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных;
• районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли;
• добыча природных ресурсов;
•продажа государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий;
• предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности;
• контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.);
• назначение на ответственные посты в органах власти.

Как расценивается с точки зрения Уголовного Кодекса злоупотребление служебными полномочиями?
Злоупотребление служебными полномочиями с точки зрения Уголовного Кодекса является основным элементом коррупции. Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Объективная сторона данного преступления, таким образом, заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий, причем в ущерб интересам службы, если это приводит к существенному нарушению указанных в статье личных, общественных и государственных интересов. Следовательно, объективная сторона злоупотребления включает три обязательных признака:
а) использование должностных полномочий вопреки интересам службы;
б) наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения указанных в кодексе правоохраняемых интересов;
в) причинная связь между использованием служебного положения и наступлением одного или нескольких последствий.
Под использованием служебных полномочий следует понимать совершение виновным деяния, которое формально находится в пределах его служебной компетенции.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, и предоставление таких сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования не осуществляются.

Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968

Информационно-методические материалы по вопросам противодействия коррупции

Специальное программное обеспечение «Справки БК» и информационные материалы по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

— Описание специального программного обеспечения

— Инструкция о порядке заполнения справок о доходах

— Требования к представлению справок о доходах

— СПО Справки БК (версия 2.5.5) от 31.01.2024

Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации
Специальное программное обеспечение "Справки БК"

По вопросам коррупционных проявлений в администрации Волховского муниципального района Ленинградской области можно обратиться по телефону доверия 8(81363)740-11 либо по адресу: 187400, Ленинградская область, г. Волхов, Кировский проспект, д. 32, каб. 101 (Комиссия по противодействию коррупции в администрации Волховского муниципального района Ленинградской области), а также направить обращение о возможных противоправных действиях должностных лиц на электронный адрес 74011@admvr.ru, указав в теме письма «Коррупции нет».
На «горячую» линию также можно сообщить информацию о неисполнении (недобросовестном) исполнении) служебных обязанностей со стороны государственных гражданских и муниципальных служащих, превышении служебных полномочий, нарушении ими прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях.
Все сообщения, поступившие на электронный почтовый ящик, будут рассмотрены в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 7, частью 4 статьи 10 и статьей 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»:
• Обращения, поступившие по информационным системам общего пользования, принимаются к рассмотрению, только если они содержат фамилию гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
• Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении;
• В случае если в обращении не указаны фамилия заявителя и почтовый адрес для направления ответа, но в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершённом противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется для рассмотрения в соответствии с его компетенцией, но при этом письменный ответ на обращение не даётся;
• Обращения, содержащие оскорбления и угрозы, не рассматриваются.

Сообщить о коррупции
Поделиться публикацией:

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике